Экологические системы

Asphalt-stroy.ru

Количественная оценка выбросов вредных веществ автомобильным транспортом

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автотранспорта являются двигатели внутреннего сгорания, которые выбрасывают в атмосферу отработавшие газы и топливные испарения. В отработавших газах обнаружено около 280 компонентов продуктов полного и неполного сгорания нефтяных топлив, а также неорганические соединения тех или иных веществ, присутствующих в топливе. В городах свыше 50% всех загрязняющих веществ приходится на долю автотранспорта. Общее число веществ, выбрасываемых в атмосферу этими источниками, исчисляется несколькими сотнями Все примеси подразделяются на газообразные (окись углерода, двуокись серы или сернистый газ, окислы азота и др.), жидкие (сернистая кислота, бензол, ртуть и др.) и твёрдые (пыль, сажа, углеводороды, свинец и др.) К загрязняющим факторам относятся также электромагнитные излучения и шумы.

Поскольку все загрязняющие атмосферу вещества (ингредиентное загрязнение) вредно действуют на человека, а также на растительный мир, то для большинства таких веществ установлены предельно допустимые концентрации (ПДК).

Концентрация примесей в атмосфере и на земной поверхности зависит от метеорологических условий. Совокупность метеорологических факторов, оказывающих влияние на концентрацию примесей, распределение её по высоте и горизонтали, а также изменение во времени, принято называть потенциалом загрязнения атмосферы (ПЗА).

К числу основных загрязнителей атмосферы относятся взвешенные частицы, СО, СО2, NOх, соединения серы, углеводороды, свинец, ртуть, кадмий, хлорированные органические соединения, аммиак, фреоны, радиоактивные вещества. Особое место среди газовых примесей занимает углекислый газ, содержание которого увеличивается на 0,2% в год.

Изменения в атмосфере связаны с естественными и техногенными факторами нарушения газового равновесия в ней (СО2, О3 и др.); явлением сухости климата на суше; загрязнением и химическими изменениями, влияющими на энергетические процессы перемещения воздушных масс, на закономерности формирования погоды и климата. Под влиянием транспортных загрязнений изменения в окружающей среде могут происходить как в обще планетарном, так и в региональном (локальном) масштабах

Движение автотранспортных средств в составе плотных транспортных потоков отличается от движения одиночного автомобиля. Связанное с этим изменение условий движения (скоростей, ускорений) влечет изменение нагрузочно-скоростных режимов работы двигателей, значений выбросов вредных веществ, шума, расходов топлива транспортного средства.

На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины. При ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз.

Рис. 1. Зависимость выброса окиси углерода в атмосферу от скорости движения легкового автомобили

Переобогащение горючей смеси на режиме разгона ведет к увеличению выброса несгоревшего топлива, продуктов его неполного сгорания и окислов азота. Особенно переобогащается горючая смесь на режиме принудительного холостого хода, т. е. при торможении двигателем. В этом случае количество окиси углерода в выхлопных газах может достигать 12%.

На рис. 1 показана зависимость выброса окиси углерода легковым автомобилем от скорости его движения. Наименьшее выделение этого газа наблюдается при скорости движения 70 км/ч.

Для двигателя ЗИЛ-130 минимум выброса окиси углерода (1,5 кг/ч) приходится на скорость 50-53 км/ч. Увеличение скорости до 70 км/ч или уменьшение его до 30 км/ч ведет к увеличению выброса приблизительно в 2 раза (И. Л. Варшавский, Р. В. Малов, 1968). Город Кисловодск находится в котловине, окруженной горными хребтами, входящими в систему Большого Кавказа: кряжи пастбищного и Скалистого хребтов кустовой зоны Северного Кавказа. С востока Кисловодская долина ограничена Джинальским, с севера и северо-запада - Боргустанским. Юга - Кабардинским хребтами с абсолютными высотами 1200-1370 м. Вследствие этого он имеет очень сложный рельеф со спусками и подъемами, поэтому в городе средняя скорость движения 40 км/ч. А это означает, количество выбросов при такой скорости в городе в 2 раза больше, чем при скорости 50-53 км/ч, где минимум выбросов СО2 составляет 1,5 кг/ч. Перейти на страницу: 1 2

Интересное по теме

Внедрение современной технологии управления обеспечением охраны окружающей среды на примере предприятия ООО Ямбурггаздобыча Актуальность темы исследования. Развитие всего живого, человеческих цивилизаций и государств, каждого члена общества зависит от концентрации, доступности и технологии добычи и испо ...

Природоохранная деятельность в Российской Федерации Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом ...

Оценка сорбционной способности почвы по отношению к люизиту и продуктам его природной трансформации В соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации и взятыми на себя конвенциальными обязательствами главной целью Федерального закона № 76-ФЗ от 2 ма ...

Озоносфера и ее значение в функционировании климатической системы Целью работы является описание озоносферы - важнейшей составной части атмосферы, влияющей на климат и защищающей все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца, ...